☦️Исцеление дочери хананеянки
02/11/2024
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.Хананеянка, которая приступила ко Христу, моля Его исцелить ее беснующуюся дочь, – язычница: в то время евреи, единственные, кто верил в Единого Бога, не общались с язычниками, сторонились, чуждались их. И вот эта женщина подходит ко Христу. Это уже говорит о том, что она в Нем увидела нечто, чего не видела в других, что она почуяла нечто в Нем..
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.Хананеянка, которая приступила ко Христу, моля Его исцелить ее беснующуюся дочь, – язычница: в то время евреи, единственные, кто верил в Единого Бога, не общались с язычниками, сторонились, чуждались их. И вот эта женщина подходит ко Христу. Это уже говорит о том, что она в Нем увидела нечто, чего не видела в других, что она почуяла нечто в Нем, чутьем, сердцем уловила что-то, что внушило ей доверие и сняло с нее страх, что она будет прогнана.И она обратилась к Нему со словами, которые мы находим также в Евангелии от Марка на устах слепого Вартимея: Иисус, сын Давида!.. Это уже – исповедь веры: конечно, не во Христа как Сына Божия, но во Христа как рожденного от царственной ветви Давида, из которой должен родиться Спаситель мира: Иисус, сын Давида, помилуй мою дочь! Она беснуется.А Христос идет Своим путем, молча, не отзываясь на ее крик. И ученики обращаются к Нему: Отпусти ее, она же за нами следует, как бы преследуя нас этим криком надежды и отчаяния... „Отпусти ее” не значит „прогони”: это значит: Неужели Ты не пожалеешь? Она же тоже человек – или нет? Или нам чуждаться таковых? Разве человеческое горе в язычниках не так же страшно мучительно, как и в нас? Отпусти ее с миром...И Христос говорит: Я не послан ко всем, Я послан к погибшим овцам израильского дома... Хананеянка же отвечает: Господи! Помоги... Она не отвечает на Его замечание, что Он не к ней послан, она просто верит, что Он ее пожалеет. Она не спорит; она не утверждает: как же так, я тоже человек! – нет, она просто верит... И Христос испытывает ее веру еще раз. Он эту веру, конечно, знал, и хананеянка, верно, знала Его прозрение; но ученикам, вероятно, надо было измерить глубину веры, на которую способен язычник. Он ей говорит: нехорошо отнять хлеб от детей и отдать псам... Эти слова кажутся такими жестокими, беспощадными. Мне кажется, что их можно понять, если представить себе Спасителя, опустившего Свой взор – внимательный, вдумчивый, сострадательный взор – к поднятым глазам этой женщины. Она слышала эти слова – как она слышала и другие жесткие слова, – но она слышала их, и одновременно видела лик Божественной Любви, обращенный к ней. И она отвечает как бы с улыбкой: да нет, Господи! Ведь и собаки питаются от крупиц, которые падают со стола их хозяев... Это можно сказать только из глубины веры и из сознания, что жестокие слова не исходят из черствого сердца.И Спаситель тут, как в других случаях, на веру отзывается любовью и Своей властью целить, миловать и спасать: О женщина! Велика вера твоя! Да будет тебе по желанию твоему… И исцелилась дочь ее в тот час. Здесь мы видим еще и еще раз, что нет предела, нет границ Божию состраданию, что Он не делит людей на верующих и неверующих, на своих и чужих: для Него чужих нет – все свои. Но вместе с этим Он и ожидает и требует от нас не легковерия, а истинной веры, готовности довериться Богу, но и готовности пробиться к Богу криком, мольбой, верой. И этому мы должны научиться от хананеянки. Аминь.***Опубликовано 22 сентября 2009 года в Электронной библиотеке "Митрополит Антоний Сурожский"
Подробнее...

☦️ВОСКРЕШЕНИЕ ДОЧЕРИ ИАИРОВОЙ (Лк 8:41-56)
11/19/2023
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.Сегодняшнее Евангелие не говорит лишь о чудесах и о милосердии Божием; для меня, это Евангелие о надежде за пределом надежды. В рассказе о дочери Иаира мы видим уже умершего ребенка; все "знают", что девочка умерла. Все настолько в этом уверены, что когда Сын Божий, ставший Сыном Человеческим говорит: "Нет! Не умерла, а уснула", все перечат Ему: "Нет, умерла девоч..
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.Сегодняшнее Евангелие не говорит лишь о чудесах и о милосердии Божием; для меня, это Евангелие о надежде за пределом надежды. В рассказе о дочери Иаира мы видим уже умершего ребенка; все "знают", что девочка умерла. Все настолько в этом уверены, что когда Сын Божий, ставший Сыном Человеческим говорит: "Нет! Не умерла, а уснула", все перечат Ему: "Нет, умерла девочка". И тогда Христос, словом властным, но действием любви призывает девочку обратно в земную жизнь.Не есть ли это, - кроме того, что здесь описано подлинное событие нашей человеческой истории, - не является ли это также притчей и образцом множества человеческих обстоятельств? Как часто мы говорим: "Нет смысла делать что-либо для этого человека, этот человек всё равно потерян. Ничем не исправишь то или другое положение, оно непоправимо". И мы должны помнить слова, сказанные Христом Петру, который спросил: "Но кто же тогда может спастись?", и Господь ответил: "Что человеку невозможно, в о з м о ж н о Богу".Надежда за пределом надежды: не потому, чтобы у нас были веские основания надеяться, но потому что мы можем со всей страстностью быть уверены, что не только Божественная любовь, но и человеческая любовь может вернуть к жизни то, что погибло. Люди, пришедшие в глубочайшее разрушение, люди, которые нам представляются безнадежно злыми, если их встретит жертвенная любовь, - и "жертвенная" здесь слово решающее, - жертвенная любовь Божия и такая же жертвенная любовь в нас самих, могут возродиться.В случае дочери Иаира это произошло тут же, немедленно; в наших отношениях друг со другом и другими людьми на это могут потребоваться годы, годы терпеливой любви, годы, на протяжении которых мы будем давать себя, но также выносить, без конца терпеть самое невыносимое; и, в конечном итоге, может наступить возрождение. Возрождение может наступить еще здесь, на земле, в том смысле, что человек, которого считали безнадежно пропащим начинает меняться и мы видим чудо, и мы ликуем, и исполнившаяся надежда реальна, и радость переполняет сердце.Но эта жертвенная любовь может быть в искупление еще другим образом. Один западный богослов, в период последней войны, когда чувства были глубокими, а боль - острой, сказал, что страдание есть место встречи зла с человечностью; страдание всегда или наносится человеком, или же человек отвернется и не поможет облегчить его, И страдание всегда врезается в душу и в тело человека. Но когда это случилось, жертва приобретает божественную власть простить, и прощением упразднить зло и искупить тех, кто это зло сотворил.Задумаемся над этим; эта мысль пришла мне не от собственных размышлений и не из собственной жизни, которая всегда была для меня слишком легкой, чтобы я от себя мог произнести такие слова; но после войны, в одном из концентрационных лагерей был найден документ, написанный на клочке оберточной бумаги человеком, который умер в этом лагере. И суть этой записки - молитва, где говорится: "Господи, когда Ты придешь на землю Судьёй, не осуди людей, которые так жестоко нас мучили; не вмени им их жестокости и нашего страдания, их насилия и нашего отчаяния, но взгляни на плоды, которые мы принесли: терпением, смирением, силой духа, прощением, лояльностью, солидарностью; и пусть эти плоды будут вменены им во спасение. Не дай, чтобы память о нас в вечности была бы их ужасом; пусть она будет их спасением".Это - тоже надежда за пределом надежды. И, для меня, она связана с контрастом между грешной, ложной, слепой уверенностью людей в доме девочки: они насмехаются над Христом, они "знают", что девочка мертва; надежда излишня, она потонула в отчаянии. И - победа любви и милосердия, которая явлена в этом событии, но которая так многообразно может простереться и в нашу личную жизнь - на сашмом незатейливом уровне и на самом героическом.Давайте задумаемся над этим, и изберем ту надежду, которая за пределом надежды, изберем ту любовь и ту веру, которые побеждают. Аминь.
Подробнее...

☦️ИСЦЕЛЕНИЕ ГАДАРИНСКОГО БЕСНОВАТОГО
11/12/2023
Сегодняшний рассказ об исцелении человека, одержимого легионом бесов, раскрывает перед нами одну из самых волнующих и дивных картин того, как Бог дорожит и высоко ценит каждого человека.Смотрите: один-единственный человек из всего мира тут стоит; и сражаются не только за его вечную судьбу, но также и за его земное существование, его душевную и физическую цельность на земле - воплощенный Бог и враг..
Сегодняшний рассказ об исцелении человека, одержимого легионом бесов, раскрывает перед нами одну из самых волнующих и дивных картин того, как Бог дорожит и высоко ценит каждого человека.Смотрите: один-единственный человек из всего мира тут стоит; и сражаются не только за его вечную судьбу, но также и за его земное существование, его душевную и физическую цельность на земле - воплощенный Бог и враг, сатана: за одну-единственную человеческую личность, потому что каждый из нас имеет в глазах Божиих Бесконечную, высшую ценность. Не сказал ли Он Сам, что добрый пастырь оставляет девяносто девять овец, не нуждающихся в Его заботе, чтобы спасти единственную потерявшуюся овцу? И вот мы видим Его, и лицом к лицу перед Ним - причину и источник всякого зла, князя тьмы, сатану, борющихся: физическая, душевная болезнь этого человека является частью ужасности мира, искаженного человеческим грехом, то есть тем, что человек отвернулся от Бога.И мы видим Бога, пришедшего спасти этого человека не только как духовное существо, но и в его обыденной, простой человечности. Сатана в Священном Писании назван “врагом”, тем, кто ведет вражду со всем добрым, что Бог предлагает человеку. И борется он против добра, опять же словами Священного Писания, тем, что он лжец и убийца. Ложь - это попытка ввергнуть или завлечь кого-либо в мир нереальности, в мир, где нельзя жить; ложь - это извращение правды, цель которого сделать жизнь невозможной, и это ведет к гибели.Христос есть Истина. Не дивно ли подумать, что Христос есть истина не только о Боге, но тоже и истина о человеке? И когда мы поворачиваемся ко Христу и обращаемся к Нему, то восстанавливается и наша вечная судьба и наша человеческая цельность. Это мы видим в сегодняшнем рассказе: безумие, сплетенное лжецом и убийцей, побеждено Тем, Кто есть высшая совершенная реальность - и Божественная, и человеческая.И затем, в этом рассказе есть еще одна черта, которую я хотел бы подчеркнуть. Человек исцелился; его единственное желание - остаться с Тем, Который вернул ему цельность, Который распахнул перед ним новую жизнь: вечную жизнь уже на земле, человеческую жизнь в ее полноте. И Христос не велит ему этого; Он говорит ему: Иди домой и скажи другим, что произошло с тобой...Это Он говорит всем нам. В то или другое мгновение, а иногда, может  быть, в течение целых периодов, мы чувствуем, что мы прикоснулись края  ризы Христовой, и новизна, жизнь, красота, и правда пришли к нам. И мы хотим прилепиться, хотим остаться там, где с нами это случилось. Это может быть в среде людей, которые дали нам это чувство новизны; это может быть в молитвенной обстановке церкви. Где бы это ни было, когда мы получили обильно то, что Бог предлагал и дал нам, мы должны услышать Его голос, говорящий: Ты получил исцеление, ты теперь - новый человек, иди же к своим, иди к друзьям, иди ко всем тем, которые не получили еще этой новизны, и расскажи им, что случается, когда мы встречаем Христа, воплощенного Бога! Расскажи им, так, чтобы и они тоже могли стать новыми, чтобы они могли уже сейчас на земле, уже во времени войти в вечную жизнь!..И это обращено не только к человеку, исцелившемуся столько столетий назад; это обращено к каждому из нас. То, что нам дано, мы должны провозглашать, и делиться этим, делиться щедро, потому что миллионы людей изголодались по полноте жизни, которую Один только Бог может дать.И вот услышим эту весть: весть о том, что каждая отдельная человеческая личность так дорога Богу, что Бог может забыть всех остальных, чтобы окружить заботой того, кто в нужде. И потому-то сатана так старательно плетет сети погибели каждому из нас: потому что вырвать из рук Божиих хоть единого из нас значит лишить Бога кого-то, кого Он любит всей Своей жизнью и всей Своей смертью. И если мы - народ Божий, то мы должны услышать, что было сказано этому человеку, и, ликуя о том, что мы получили, идти, делиться и принести другим ту цельность, ту новизну жизни, которую мы переживаем если не все время, то в благословенные минуты нашей жизни. Аминь!Митрополит Антоний Сурожский
Подробнее...

☦️ПАМЯТЬ СМЕРТНАЯ
12/10/2023
Для начала я хотел бы попытаться рассеять отношение к смерти, которое выработалось у современного человека: страх, отвержение, чувство, будто смерть — худшее, что может с нами произойти, и надо всеми силами стремиться выжить, даже если выживание очень мало напоминает настоящую жизнь.В древности, когда христиане были ближе и к своим языческим корням, и к волнующему, потрясающему опыту обращения, к ..
Для начала я хотел бы попытаться рассеять отношение к смерти, которое выработалось у современного человека: страх, отвержение, чувство, будто смерть — худшее, что может с нами произойти, и надо всеми силами стремиться выжить, даже если выживание очень мало напоминает настоящую жизнь.В древности, когда христиане были ближе и к своим языческим корням, и к волнующему, потрясающему опыту обращения, к откровению во Христе и через Него Живого Бога, о смерти говорили как о рождении в вечную жизнь. Смерть воспринималась не как конец, не как окончательное поражение, а как начало. Жизнь рассматривалась как путь к вечности, войти в которую можно было открывшимися вратами смерти. Вот почему древние христиане так часто напоминали друг другу о смерти словами: имей память смертную; вот почему в молитвах, которые, как драгоценное наследие, передал нам Иоанн Златоустый, есть строки, где мы просим Бога дать нам память смертную. Когда современный человек слышит подобное, он обычно реагирует неприятием, отвращением. Означают ли эти слова, что мы должны помнить: смерть, точно дамоклов меч, висит над нами на волоске, праздник жизни может трагически, жестоко окончиться в любой момент? Являются ли они напоминанием при всякой встречающейся нам радости, что она непременно пройдет? Значат ли они, что мы стремимся омрачить свет каждого дня страхом грядущей смерти?Не таково было ощущение христиан в древности. Они воспринимали смерть как решающий момент, когда окончится время делания на земле, и, значит, надо торопиться; надо спешить совершить на земле все, что в наших силах. А целью жизни, особенно в понимании духовных наставников, было — стать той подлинной личностью, какой мы были задуманы Богом, в меру сил приблизиться к тому, что апостол Павел называет полнотой роста Христова, стать — возможно совершеннее — неискаженным образом Божиим.Апостол Павел в одном из Посланий говорит, что мы должны дорожить временем, потому что дни лукавы. И действительно, разве не обманывает нас время? Разве не проводим мы дни своей жизни так, будто наскоро, небрежно пишем черновик жизни, который когда-то перепишем начисто; будто мы только собираемся строить, только копим все то, что позднее составит красоту, гармонию и смысл? Мы живем так из года в год, не делая в полноте, до конца, в совершенстве то, что могли бы сделать, потому что “еще есть время”: это мы докончим позднее; это можно сделать потом; когда-нибудь мы напишем чистовик. Годы проходят, мы ничего не делаем, — не только потому, что приходит смерть и пожинает нас, но и потому, что на каждом этапе жизни мы становимся неспособными к тому, что могли сделать прежде. В зрелые годы мы не можем осуществить прекрасную и полную содержания юность, и в старости мы не можем явить Богу и миру то, чем мы могли быть в годы зрелости. Есть время для всякой вещи, но когда время ушло, какие-то вещи уже осуществить невозможно.Я не раз цитировал слова Виктора Гюго, который говорит, что есть огонь в глазах юноши и должен быть свет в глазах старика. Яркое горение затухает, наступает время светить, но когда настало время быть светом, уже невозможно сделать то, что могло быть сделано в дни горения. Дни лукавы, время обманчиво. И когда говорится, что мы должны помнить смерть, это говорится не для того, чтобы мы боялись жизни; это говорится для того, чтобы мы жили со всей напряженностью, какая могла бы у нас быть, если бы мы сознавали, что каждый миг — единственный для нас, и каждый момент, каждый миг нашей жизни должен быть совершенным, должен быть не спадом, а вершиной волны, не поражением, а победой. И когда я говорю о поражении и о победе, я не имею в виду внешний успех или его отсутствие. Я имею в виду внутреннее становление, возрастание, способность быть в совершенстве и в полноте всем, что мы есть в данный момент.***Из книги "Жизнь. Болезнь. Смерть"
Подробнее...

☦️О взаимной любви
01/28/2024
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.Несколько недель тому назад я в своей проповеди сказал о том, как дивно, что мы можем обратиться к Богу, когда иссякает наше сердце, когда слов у нас больше нет, когда чувства наши даже иссякли, с прошением: Господи, молитвой тех, кто меня любит, спаси меня!.. И несколько человек ко мне подошли тогда и благодарили о том, что я им открыл путь доверия к Богу и вмест..
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.Несколько недель тому назад я в своей проповеди сказал о том, как дивно, что мы можем обратиться к Богу, когда иссякает наше сердце, когда слов у нас больше нет, когда чувства наши даже иссякли, с прошением: Господи, молитвой тех, кто меня любит, спаси меня!.. И несколько человек ко мне подошли тогда и благодарили о том, что я им открыл путь доверия к Богу и вместе с этим — доверия к людям, которые их окружают. Я хочу к этому кое-что прибавить.Да, мы можем обратиться в молитве с такими словами в уверенности, что мы кем-то любимы; но этого недостаточно с нашей стороны. С нашей стороны должна быть ответная благодарность: я спасен только тем, что я любим. С какой благодарностью должны мы обратиться к тем, о которых мы думаем, что их любовью мы спасены, что жизнь вечная открывается перед нами потому что они нас любят... Но с другой стороны нам надо подумать и о другом. Мы надеемся на спасение, на вечную жизнь, даже больше того, если можно так выразиться, — на счастливую, благодатную жизнь на земле, потому что мы любимы. Но ведь другие люди тоже произносят эти слова, а мы — умеем ли их любить? Сколько людей мы любим по-настоящему, любим не временами, не в моменты, когда просветлеет у нас на душе, а в моменты, когда им нужна наша любовь. Мне вспоминается страшное слово, которое мне сказал один священник много лет тому назад. Я ему говорил: неужели он не умеет любить своих противников? — и он ответил: моих противников я люблю, но Божиих — ненавижу...Как страшно такое слово! Потому что о ком можно дерзнуть сказать, что он Богу противник? И вот мы должны научиться, с одной стороны, не забывать никого, кто когда-либо прошел через нашу жизнь, и возносить его имя, его образ, воспоминание о нем к Богу; возносить так, как бы на руках поднимая и вознося на небо. Есть люди, которых легко так помянуть; а есть люди, которые прошли через нашу жизнь и глубоко нас ранили в какой-то момент. И тут нам надо подумать: неужели, неужели я не помолюсь о том, чтобы и этот человек нашел свой путь к Богу, неужели мне все равно, спасется он или погибнет? Как страшно было бы, если о ком-нибудь я мог так подумать: до его погибели мне дела нет... Это крайний случай; но столько есть людей, к которым мы относимся холодно, безразлично; этого недостаточно. Надо, чтобы каждый человек, который когда-либо прошел через нашу жизнь, рано или поздно нам вспомнился, и чтобы мы над ним задумались: каковы были наши отношения? В чем я виноват перед ним и в чем он виноват передо мной? И как бы мне теперь с ним примириться? Некоторые еще живы, а некоторые давно скончались; а некоторые ушли куда-то, их не встретить больше, жизнь разнесла нас по разным краям. И вот тут надо всех собрать в свое сердце: людей, которых мы любим естественно, ласковой, ликующей любовью, и людей, которых мы когда-то любили слегка, краем души, и забыли, и которых надо воскресить любовью в нашей душе, чтобы мы могли их взять и вознести к Богу: Господи, если я могу его или ее любить, возлюби и Ты, Господи, спасительной Твоей силой!.. А есть такие, с которыми мы не сумели при жизни примириться, и тут пора примириться; потому что на Страшном суде никто не войдет в Царство Божие не примиренным, и обе стороны будут отвечать за эту закрытость Царства Божия.Подумайте об этом, подумайте, потому что такое счастье быть любимым и знать, что врата Царствия Божия открываются передо мной любовью этих людей. И так важно подумать: но есть другие люди, которым я могу открыть доступ в Царство Божие, — открываю я или нет? И за это мы будем ответственны...Возлюбим друг друга, да единомыслием исповедуем Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.***Опубликовано 09 июля 2004 года в Электронной библиотеке "Митрополит Антоний Сурожский"
Подробнее...

☦️Воскресенье Святых Отцов
12/24/23
В преддверии Рождества Христова, когда мы ожидаем увидеть воочию воплощение Сына Божия, как трогательно и как вдумчиво Церковь вспоминает всех тех, которые свою плоть, свою жизнь дали, чтобы родился Спаситель.Сегодня праздник предков Господних. Каждый из нас несет в своем теле, в своей душе все прошлое человеческого рода: и Христос, приобщившийся человечеству, не явился новым человеком, которого б..
В преддверии Рождества Христова, когда мы ожидаем увидеть воочию воплощение Сына Божия, как трогательно и как вдумчиво Церковь вспоминает всех тех, которые свою плоть, свою жизнь дали, чтобы родился Спаситель.Сегодня праздник предков Господних. Каждый из нас несет в своем теле, в своей душе все прошлое человеческого рода: и Христос, приобщившийся человечеству, не явился новым человеком, которого бы заново сотворил Бог. Он воспринял Свою человечность от тысячелетней, может быть, многомиллионной годами истории человеческого рода. В Его теле, в Его человечестве жили все те, которые жили когда-то на земле до Него.Таким же образом в нашем теле, в нашей душе живет все прошлое человечества. И Христос соединился с человеческим родом, не избрав в нем праведников или только святых, достойных встречи с Богом, – для которой слов нет, так она изумительна, так она превосходит всякое воображение; в Нем живет человечество и праведное, и грешное.В ряду имен, которые мы сегодня слышали и из которых некоторые памятны нам своей святостью, есть имена, памятные Ветхому Завету грехом. Но это все были люди, которые пробивались через грех, пробивались через человеческую немощь, через потемненность сердца, через восстание плоти, через бушевание истории и жизни вокруг них, пробивались к Богу, искали света, искали правды, искали святости, даже если не хватало сил осуществить свою мечту.И с ними поистине был Бог, Который ни от какого грешника не отходит, Которого не пугает никакая неправда, Который может казаться нам далеким, только когда мы холодностью, безразличием не хотим Его знать... Но и тогда Он не отходит. Он остается таким же близким, хотя и скорбно, крестно близким к нам.И вот, вспоминая сегодня все прошлое человечества, всех этих людей, которые из тысячелетия в тысячелетие соткали плоть и человечество Христа, вспомним их благоговейной, благодарной мыслью; и вспомним всех тех, которые были нашими предками, знаемых нами и незнаемых, тех, о которых радуется сердце, или тех, которых, может быть, стыдится наша гордыня, – вспомним всех.Своей человеческой святостью Христос оправдал всех тех, кто был плотью и кровью Его, – и каждый из нас призван подвигом жизни, творением и борьбой, через победы и поражения, идя к Богоотданности, идя к святости, то есть посвященности всего себя Богу, не только себя спасти, оправдать не только свое временное существование на земле, но оправдать жизнь тысячелетий, живущих в нашей плоти и в нашей душе.И всякий, кто пробивается к святости, всякий, кто делается храмом Святого Духа, кто действительно так соединяется со Христом, что становится частицей Его святейшего, пречистого Тела, всякий, кто делается сыном или дочерью Живого Бога, спасает, оправдывает, прославляет, осмысливает жизнь и судьбу всех тех, чьим наследником он является в своем человечестве.Поэтому вдумаемся в это родословие Христа, вглядимся в эти имена: это все были живые люди, люди плоти и крови, трепетные перед жизнью, порой измученные, а порой – ликующие и торжествующие, и все они живут в чуде Христовой человечности и Христова человечества.И в нас живет прошлое. Христос все прошлое этой родословной так освятил, что все без остатка стали своими, родными Богу, родными в самом сильном смысле слова. И мы можем своей жизнью, трудом, подвигом, устремленностью к Богу, тоской по Нему, борьбой за Него, за Его победу в нас, осмыслить и оправдать все прошлое нашего рода и его принести Богу как дар, и став сами Ему родными, сделать Ему родными также и тех, которые порой Его не знали, а порой, зная, от Него отступали грехом, неверностью сердца и жизни.Как это дивно, какое это может дать нам вдохновение к жизни! Не для себя мы живем, даже не только для ближнего, для любимых, даже не для врагов, а для всего человечества, а за ним – для всей судьбы вселенной. Слава Богу, что Он так нам верит и такую великую и дивную судьбу вверяет нам! Аминь.***Из книги "ВО ИМЯ ОТЦА И СЫНА И СВЯТОГО ДУША"
Подробнее...

☦️МИЛОСЕРДНЫЙ САМАРЯНИН
11/26/2023
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.Слова, которые мы только что слышали, относятся к каждому из нас. Мы живем в трагичном мире, где и душевно и духовно, и материально страждут бесчисленные люди. И так часто - не на слове, а на деле - мы как бы говорим: А кто ближний мой? Обязан ли я этому или другому человеку? Кто мне ближний? Разве не моя родня, разве не самые дорогие мне ..
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.Слова, которые мы только что слышали, относятся к каждому из нас. Мы живем в трагичном мире, где и душевно и духовно, и материально страждут бесчисленные люди. И так часто - не на слове, а на деле - мы как бы говорим: А кто ближний мой? Обязан ли я этому или другому человеку? Кто мне ближний? Разве не моя родня, разве не самые дорогие мне по сердцу?.. И сегодняшнее Евангелие нам с совершенной ясностью говорит, что ближний мой - это тот, который в нужде, тот, который во мне нуждается, которому я могу помочь, мимо которого я не пройду, ради которого я готов пожертвовать собой. Никто большей любви не имеет, как тот, кто жизнь свою готов положить за други своя... Жизнь можно положить и в мученичестве, и на поле битвы, но можно класть жизнь изо дня в день, отдавая ее тем, кто в нужде: с состраданием, с любовью, как Сам Господь Бог всецело повернулся к нам тогда, когда всё человечество было чуждо, враждебно Ему; и как Он и теперь оборачивается к каждому из нас, когда мы на таких мрачных низинах своей жизни, что дальше уже и некуда, когда мы от Него так далеки, как только можем себе представить. Больше того: еще много дальше, чем мы можем представить, потому что Один Бог может измерить, как далеко мы отделены от Него, разошлись Ним, видеть всю меру Его отсутствия из нашей жизни.Скоро начинается Рождественский пост, и наиболее благочестивые начнут лишать себя той или другой пищи; но в этом ли заключается пост? В том ли только, чтобы себя ограничить в еде, или, может, в некоторых уж очень поверхностных удовольствиях? Послушайте теперь, что о посте говорит Господь устами пророка Исаии: «Взывай громко, не удерживайся, возвыси голос твой подобно трубе, и укажи народу Моему на беззакония Его, на грехи его! Они каждый день ищут Меня, и хотят знать пути Мои, как бы народ, поступающий праведно и не оставляющий законов Бога своего. Они вопрошают Меня о судах правды, желают приблизиться к Богу: "Почему мы постимся, а Ты не видишь? Смиряем души свои, а Ты будто не знаешь?" Вот, и в день поста вашего вы исполняете волю вашу, и требуете тяжких трудов от других! Вы поститесь, продолжая ссориться, и распри творите, и дерзкой рукой бьете других! Вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте! Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою как тростник и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом, и днем, угодным Господу? Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, угнетенных отпусти на свободу, расторгни всякое ярмо, раздели с голодными хлеб твой, и скитающихся введи в дом. Когда увидишь нагого - одень его, и от единокровного твоего не укрывайся! Тогда откроется как заря свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя придет перед тобой, и слава Господня будет сопровождать тебя" (Ис 58:1-8)».Будем ли мы встречать день, когда Господь и Бог наш принял на Себя плоть с тем, чтобы вступить в область смерти, Он, вечный? день, когда Он вольной волей вступил в область страдания нас ради, - встретим ли мы этот день, продолжая примиряться с тем, как мы далеки от Него? И мы далеки от Него, когда мы ненавидим своего ближнего, когда мы отвергаем его, когда мы отказываемся простить, отворачиваемся от того или от той, которым нужно наше милосердие: не только хлеб, не только кров, - и это нужно! - но которые жаждут прощения, милости сердца! Будем ли мы встречать Господа, пришедшего спасти грешников, отвергая тех, кого мы считаем грешниками, которые оскорбили и возмутили нас, тех, кого мы сами же ранили? Возможно ли встретить Господа на таких условиях, при таких обстоятельствах?И вот, прислушаемся, к какому посту через Исаию призывает нас Господь Бог наш, как мы должны готовиться к грядущему Рождеству Христову.Мы должны глядеть в сторону этого Рождества, мы должны ожидать его с трепетом! Подумайте о том, как ожидали бы этого события пастухи, чистые сердцем, люди простые, неусложненные, не обманутые ложью мира, если бы они только знали, что в эту ночь, когда Ангелы с небес им возвестил о воплощении Сына Божия - если бы они знали об этой ночи: они и днем и ночью только о ней и думали, только этим бы жили, для них стало бы бессмысленным всё, что является поверхностным, всё дешевое, всё эгоистическое, себялюбивое, безбожное; они жили бы этой мечтой, этим ожиданием!А мы не мечтой живем, не ожиданием: мы знаем, что это случилось и мы ждем этого дня, когда мы вспомним это словно наяву, словно вот, теперь это случается! Неужели мы к этому дню будем идти и поститься так, как описывается в пророчестве Исаином, как бы угнетая себя отсутствием пищи, ограничивая себя внешне, и забывая, что пост заключается в том, чтобы всей душой рваться к Богу, чтобы всеми силами творить Его волю, чтобы всем сердцем, всем помышлением, всей волей своей не только Его любить, но любить каждого ближнего нашего, прощать каждую обиду, помочь каждому нуждающемуся, проявить Божию любовь, изливающуюся в открытое наше сердце, каждому человеку. Аминь.
Подробнее...